13 апр.2017
Общество

Как в Ростове коллекторы кошмарят горожан

В студии радио «КП» мы поговорили на эту тему, а также о том, как можно им противостоять

Ростовчане часто жалуются на коллекторов.Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Разговор на волне 89,8 FM мы начали с вопиющего случая в Екатеринбурге, когда 11-летнего школьника поколотили коллекторы, требуя передать матери информацию «о долге в 300 тысяч рублей». На самом деле эти деньги задолжала сестра-близнец женщины. Однако при этом пострадали совершенно невинные люди. О том, как обезопасить свои права в общении с представителями этой профессии, мы поговорили в нашей традиционной рубрике «Я - потребитель» на радио «Комсомольская правда» - Ростов» с председателем регионального отделения общероссийской общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Ольгой Михайловой.

ЗДЕСЬ ЖИВЕТ ДОЛЖНИК

- Это вопиющее нарушение законных интересов заемщика, - сразу обозначила тон разговора Ольга Ивановна. - Не так давно у нас вышел Федеральный закон «О защите прав законных интересов физических лиц по возврату долгов», в котором четко обозначены права и обязанности работников коллекторских служб. Во-первых, они не имели права даже подходить к ребенку. Также в законе прописаны и другие категории граждан, к которым обращаться нельзя, - это инвалиды I группы, недееспособные люди, пациенты медучреждений и банкроты, которые признаны таковыми судом.

- И что делать, когда права нарушаются?

- Безусловно, обращаться в полицию и суд.

(Звонок в студию): Меня зовут Александр. У меня родной брат начудил: набрал кредитов в 2005 и 2007 годах, сам пьет, семьи лишился. Я официально не был у него поручителем ни по одному кредиту. Но он, видимо, оставил банку мой телефон. И теперь на протяжении нескольких лет мне звонят разные компании как его поручителю и требуют вернуть астрономический долг. Достучаться до них невозможно - они винтики большой системы. Что посоветуете?

- К сожалению, такой вопрос типичен. Подчас коллекторные агентства обращаются к тем, кто вообще не имеет никаких долгов, - звонят родственникам должников. Зачастую банки и микрофинансовые организации не проверяют информацию, указанную в заявлении. Позже, когда образовывается долг по кредиту, перепродают коллекторам. И те третируют ни в чем не повинных людей. В этом случае нужно обращаться в полицию, а не отбиваться по телефону.

- На каком основании?

- У них нет заявления, в котором было бы прописано о том, что вы согласны быть поручителем. Поэтому и действия, с которыми они обращаются к вам, неправомерны. Во время звонка спросите и запишите имя, фамилию, название организации и должность сотрудника. Попросите, чтобы вам переслали документы - ИНН, адрес организации и расчетный счет в банке. Запомните: никакие деньги в руки отдавать нельзя - только безналичная оплата. Если такого рода информацию говорить или присылать отказываются, просто вешайте трубку - разговор дальше бесполезен. Если прислали - то с этим пакетом документов можно идти в полицию и суд, защищая свои интересы и своих близких.

- Как чаще всего коллекторы пугают ростовчан?

- Зачастую это методы морального давления, когда звонят родственникам, руководителю и угрожают: если он не поможет отдать долг своему сотруднику, то придут к нему. Это, разумеется, незаконно. Бывает, что расписывают забор словами «Здесь живет должник». И это самое скромное выражение. Бывало, и в школу звонили, и учителям грозили, и детям, и бабушкам - кого дома застанут.

Председатель регионального отделения общероссийской общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Ольга Михайлова.

НЕ ПОЗЖЕ ДЕСЯТИ ВЕЧЕРА

(Звонок в студию): Это Зинаида из Ростова. Меня уже год одолевают коллекторы, где-то «пробили» мой мобильный и звонят с разных телефонов. Все потому, что сын взял кредит несколько лет назад. Указал мой номер, хотя я согласие на поручительство не давала. Теперь коллектор угрожает, что заберет мою пенсию в счет погашения долга. Я уже два месяца составляю график того, с какой периодичностью они звонят.

- В этой ситуации важно сохранять спокойствие. Механизм взаимодействия с коллекторами я описала выше. Что касается времени, в которое они могут звонить, - в новом законе это четко прописано. Речь идет о звонке один раз в сутки, визите раз в неделю и смс не чаще, чем два раза в день. При этом должника могут беспокоить в будние дни, с 08.00 до 22.00, а в выходные - с 10.00 до 20.00. Если это происходит чаще, можно и нужно обращаться в правоохранительные органы. За такие нарушения грозит не только административное взыскание, но и могут отобрать лицензию.

- А есть ли какие-то требования к сотрудникам коллекторских агентств?

- Законом определено, что там не имеют права работать люди с судимостью и отбывающие условный срок, а также иностранные граждане - поскольку они должны говорить на русском языке.

- Часто рассказывают, что должнику звонит сам директор банка... Разве такое возможно?

- Нет, конечно. Это сто процентов мошенники. В законе говорится, что руководитель банка не имеет права звонить, если уже долг был передан коллекторскому агентству. Даже если сотрудник коллекторского агентства поменялся, вас должны предупредить об этом не позднее, чем за месяц.

Профессиональные секреты коллекторов.Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

КРЕДИТ БЕЗ ПАСПОРТА

(Звонок в студию): Меня зовут Александр. На мое имя был взят кредит мошенником. Я подал заявление в полицию, в Центробанк. Есть бумага, что я не причастен к этому кредиту. Но кредитная история у меня теперь испорчена. Как вернуть доброе имя?

- В вашем случае единственный вариант - обратиться в суд, который вынесет положительное решение в вашу пользу. После чего вы должны будете подать заявление в Федеральное бюро кредитных историй. На этом основании они внесут изменения.

(Звонок в студию): Помогите. Мошенники вяли на имя моего сына кредит, хотя его паспорт все это время, так уж получилось, был у меня. И теперь коллекторы звонят по телефону мне домой, на работу. Сумма долга с 14 тысяч выросла до 42 тысяч рублей.

- У меня был похожий случай в практике. У должника паспорта не было, но он неоднократно брал деньги в микрофинансовых организациях. У него была ксерокопия паспорта, по ней ему и выдавали деньги. Но в договоре была его реальная подпись. Если вы уверены, что вашего сына оболгали, нужно сделать почерковедческую экспертизу и на ее основании добиваться правды.

- С какими самыми частыми случаями в незаконной работе коллекторов вам приходилось сталкиваться?

- Случаев физического насилия, как в Екатеринбурге, на Дону я не припомню. Часто, как мы уже слышали, дети берут кредиты и оставляют телефоны родителей-пенсионеров. А они - огромное счастье для микрофинансовых организаций, так как пожилые люди имеют постоянный доход. И, как правило, платят, чтобы не краснеть за чадо. В случае, который описываю я, сын набрал множество кредитов в разных фирмах. Причем указал несуществующее место работы, придумал адрес, телефон. Коллекторы третировали этих стариков- ростовчан и днем, и ночью. Отца довели до инфаркта. Нам пришлось вмешаться. Было непросто.

- Каким образом?

- Не секрет, что офисы абсолютного большинства микрофинансовых организаций зарегистрированы не в Ростове, а в Москве и других городах. Поэтому разговаривать надо было там. Мне удалось переговорить с гендиректором этой компании: скажу сразу дозванивалась несколько дней, поскольку секретарь никак не соединял. Но все же мне удалось упросить его пойти на уступки: пенсионеры заплатили 30 тысяч рублей из двухсот. Поэтому договариваться можно и нужно - прийти и решить по-человечески, заявив, что «я могу отдать ровно столько-то». Важно, чтобы это было зафиксировано на бумаге и был выдан документ о погашении долга.

- Скажите, как быть, если человек взял кредит, но оказался без работы и в ближайшее время вряд ли выкарабкается из долговой ямы?

- Есть закон «О банкротстве физических лиц». Он начал действовать с 2016 года. Каждый человек может объявить себя банкротом. Но оформить эту процедуру достаточно сложно - необходимо обратиться в Арбитражный суд, заплатить пошлину, собрать справки о том, что у него нет жилья, он не работает. В этом случае его объявят банкротом. Тогда коллекторы ему не будут угрожать.

КОНКРЕТНО

Где можно получить бесплатную консультацию в Ростове

Адрес «Финпотребсоюза»: г. Ростова-на-Дону, пр. Ворошиловский, 87/65, оф. 730.

Телефон: 8(863) 239-94-56, общероссийская горячая линия «Финпотребсоюза» - 8-800-707-05-21

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru